К основному контенту

Правила составления должностной инструкции

Должностная инструкция — это документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника и являющийся неотъемлемым инструментом регулирования трудовых отношений (Письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042‑6‑0)

Составление должностной инструкции не регулируется никакими нормативными документами, в трудовом кодексе о ней нет упоминания, поэтому работодатель вправе самостоятельно решить как ее разработать и оформить. Для ее составления коммерческим организациям можно использовать нормативные документы и опыт государственных служб.

Нормативные документы для составления должностных инструкций

Запомните: для гражданских служащих вместо должностной инструкции предусмотрен должностной регламент.

Для коммерческих организаций разработка инструкций является необязательной процедурой, но она необходимакак для работника, так и для работодателя.

При отсутствии должностной инструкции любое действие или решение работодателя может быть успешно оспорено в суде. В то же время при отсутствии должностной инструкции работодатель может давать работнику задания и поручения не соответствующие или противоречащие его обязанностям, и работник просто не сможет отказаться от их исполнения.

С другой стороны, при наличии разногласий и четко прописанной должностной инструкции все вопросы по распределению и выполнению должностных обязанностей каждым работником можно легко разрешить.

Должностная инструкция может быть приложением к трудовому договору или утверждаться как самостоятельный документ.

Как правильно утверждать документы>>

Реквизиты должностной инструкции

В состав реквизитов должностных инструкций согласно

ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов."

должны включаться:

  1. наименование организации;

  2. наименование вида документа;

  3. дата;

  4. регистрационный номер;

  5. заголовок к тексту;

  6. гриф утверждения документа;

  7. текст документа;

  8. подпись работника;

  9. визы согласования.

За основу квалификационных характеристик каждой должности применяются следующие нормативные акты:

— Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37;

— Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 № 9;

— Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н.

В должностной инструкции должны быть следующие разделы: общие требования, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника. Должностные инструкции, как правило, должен разрабатывать отдел кадров, но на практике этим нередко занимается начальник структурного подразделения.

Должностная инструкция подписывается в трех экземплярах: один хранится в структурном подразделении, другой — в отделе кадров, а третий выдается на руки работнику.

Если вы — работодатель, пропишите функциональные обязанности особенно подробно, во избежание возникновения каких-либо претензий со стороны работника в дальнейшем.

Если вы — работник, то проверьте, чтобы Ваши должностные обязанности были четко прописаны. Особенно обратите внимание на пункт типа «Выполнять любые поручения начальника отдела помимо указанных в должностной инструкции». Если он есть, отстоять свои права будет непросто.

Должностные инструкции в ДОУ:

Должностная инструкция секретаря руководителя
Должностная инструкция документоведа
Должностная инструкция начальника службы ДОУ

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как правильно подготовить приказ и распоряжение

Приказ  — это организационно-распорядительный документ, которым оформляются решения руководителя организации. Приказы составляются для решения оперативных, организационных, кадровых и других вопросов внутренней работы организации. Приказ  — основной распорядительный документ организации и подписывается руководителем или лицом его заменяющим. Распоряжение отличается от приказа тем, что в нем рассматриваются более узкие вопросы оперативного характера (хозяйственные вопросы, вопросы информационно-методического характера), и оно имеет ограниченный срок действия. Распоряжение может подписываться заместителем руководителя. Как оформить приказ или распоряжение?

10 самых распространенных деловых писем

Деловое письмо Деловое письмо  — самый распространенный вид коммуникации после устной речи. В наше время широкое распространение получили электронные деловые письма . Они не требуют соблюдения всех правил оформления, в них можно сразу переходить к сути дела. Однако смысл письма не меняется от вида переписки. Какие же деловые письма согласно статистике мы используем чаще всего?

Виды документов и их классификация

Существует множество различных классификаций документов в делопроизводстве. Приведенная ниже классификация документов является наиболее распространенной. Она предлагается студентам на курсе «Документоведение и документационное обеспечение управления» (ДОУ) в государственных ВУЗах. Все документы подразделяются на следующие группы : по способу документирования; по сфере использования; по наименованию; по содержанию; по характеру содержания; по месту составления; по грифу ограничения доступа (степени гласности); по происхождению; по юридической силе; по форме изложения (степени унификации); по срокам исполнения; по срокам хранения; по степени обязательности. Виды документов внутри каждой группы: